Автор: Вера Максимова
Однажды мы сидели с Димой Усовым в кафе, готовили материал для тренинга, и – как водится – беседовали «за жизнь». О преподавании, о философии КИ, о сообществе. И из этого разговора вылепилась идея: разделить такие беседы с теми, кому они могут быть интересны, в формате интервью преподавателя с преподавателем. Вопросы, которые равно интересны обоим – и, возможно, вам. Делимся.
Вера Максимова (В.М.) Сейчас наблюдается тенденция людей объединять КИ с разными другими телесными практиками. Люди говорят: «хм, что-то общее есть между тантрой и КИ», или «о, давайте соединим буто и контактную импровизацию», или «давайте изучать КИ на тренингах личностного роста». КИ и социальные танцы, КИ и капоера, КИ и голос… КИ в воздухе, КИ в воде, КИ с закрытыми глазами, КИ и практики Ошо… Как ты лично относишься к такому интегрально – синтетическому подходу? Где граница КИ – не КИ, и так ли уж нужно ее проводить?
Дима Усов (Д.У.) Я вижу, что действительно иногда происходит совмещение разных направлений. Но из своего опыта, да и из чужого, я понял: для того, чтобы совмещать одну практику с другой, нужно получить в каждой из них достаточный опыт. Тогда будет ясность в преподавании. Для меня лучший пример – это Юха Витаммаки из Финляндии и его «плюшевая капоера». У него огромный опыт КИ, и большой опыт капоеры, и он смог соединить жесткую часть капоеры и мягкость КИ. Это действительно очень гармоничный симбиоз. А когда так получается, что люди еще не разделили эти практики, не очень поняли, что такое КИ, и что такое капоера, и сразу пытаются их соединить, то получается что-то сложное и для понимания, и для тела. И так со всем остальным.
Есть еще такая тема - соматика (Фельденкрайз, техника Александера, ВМС…) Упражнения из этих техник могут быть хорошей подготовкой для танца. Опять же я за то, что если применять эти методы в практике танца, то в случае, если уже есть опыт КИ, пройдено несколько базовых курсов, курсы для продолжающих. Тогда можно все это совмещать, и очень интересных результатов добиться. Сейчас у меня такая картина мира, но, как и в танце, все меняется, и может быть завтра я скажу, что все наоборот
В.М.Раз уж мы про тантру заговорили. Есть у меня провокационный вопрос. Какое-то время назад была очень популярна тема: «сексуальность в контактной импровизации». Было написано огромное количество статей, велись жаркие дискуссии, лаборатории. А потом эта тема пропала, и упоминаний о ней я не встречаю довольно давно. И вот мне интересен твой взгляд: тема сама по себе иссякла, люди наигрались, или пришли люди с другим видением?
Д.У. Я думаю, дело в том, что у тех, кто впервые видит КИ, могут возникать ассоциации с чем-то сексуальным. В танце между партнерами возникает тонкое чувствование, и тонкое доверие, когда мы понимаем, куда мы движемся вместе, и учимся быть вместе. Эти чувства могут быть очень трепетными, и люди из-за отсутствия опыта путают их с сексуальностью.
В нашей культуре, это касается в большей степени мужчин, открытое проявление таких качеств, как нежность, чуткость, чувствование, отторгается. Во многих психологических группах люди учатся быть более понимающими, открытыми друг другу. Когда люди этими качествами уже обладают, они на многие вещи смотрят спокойнее.
В.М.Ты много лет в контактном сообществе, практически с самого начала. Как меняются (и меняются ли?) люди, которые приходят в КИ, как изменилось за эти годы сообщество в целом?
Д.У.Сложно сказать. Я вижу, на занятия приходит много людей, открытых новому: танцу, исследованию. Они уже продвинутые, мне иногда кажется, что я у них тоже чему-нибудь бы поучился. Вообще-то , я это и делаю :)
Зачем люди приходят в КИ? Это классный вопрос, самый лучший, и мы должны об этом спрашивать. Некоторые люди приходят вдохновленные, завороженные танцем, который они увидели, и хотят попробовать – а вдруг и у них получится так же двигаться. А потом оказывается, что это естественное движение человека, и они долго-долго в этом находятся, и развивают свой танец. Кто-то приходит из других танцев, просто попробовать, или развить слушание, и выбирает на какое-то время остаться в КИ. Кому-то, кстати, психологи советуют: чтобы лучше почувствовать опору, устойчивость своего тела, способность выдержать вес партнера, или, наоборот, развить чувствительность – и на своем опыте, через кожу, мышцы, кости прочувствовать и принять в тело, а потом проявить вновь приобретенные качества в других сферах своей жизни.
В.М. Мы посмотрели на сообщество со стороны участников, давай посмотрим со стороны преподавателей. У нас (в КИ) нет специальных званий, поясов, разрядов, дающих право преподавать КИ, и это было введено в традицию намерено. По сути, любой желающий может начать преподавать КИ. Как ты на это смотришь как преподаватель, какие есть идеи по этому поводу?
Д.У. Мне кажется, тут один рецепт: быть действительно увлеченным, и танцевать побольше. И тогда есть шанс дойти до такого уровня, когда захочется делиться танцем.
Я за то, чтобы набирать опыт. Бывают случаи, человек начинает заниматься, и у него возникает иллюзия, что он все понял про КИ, и начинает сам сразу вести классы. Я бы на месте этих людей для начала больше учился, больше практиковал, и устраивал лаборатории: собирал увлеченных людей, чтобы через эксперимент пробовать и искать. Если человек действительно много и регулярно танцует, то становится ясно , что КИ для него. И стоит пробовать преподавать. Если же происходит охлаждение. То возможно , стоит повременить с этим.
Есть и обратная сторона. Бывает, что человек много танцует очень увлечен, много практикует КИ, ездит по фестивалям и есть внутреннее желание делится. Но есть страхи, боязнь, беспокойство начинать это делать. Это похоже на мой случай :) Меня поддерживала мысль, что я десять лет танцую, и что все есть в моем теле, а нужные слова придут в нужный момент. И это происходило: все приходило из моего опыта, само. ..
В.М. Ты регулярно ведешь тренинги по основам КИ, планомерно из года в год вкладываешь в них свои силы и время. В чем для тебя ценность этих курсов?
Д.У. Упражнения, которые я даю на этих курсах, не сложные, но в них очень много может открываться. Когда я долго нахожусь в роли преподавателя, в материале, который я хорошо знаю, я начинаю видеть много нюансов, много разных граней, и мне это интересно.
Когда люди приходят в первый раз, их первое впечатление очень меня воодушевляет. Люди оттаивают, становятся чуть-чуть похожи на детей, и их радость, удивление, восторг мне очень импонирует.
Есть такая притча. Ученый муж пришел учиться у мудреца. Мудрец предложил ученому чай; и вот он льет, льет чай в чашку, и чай уже переливается через край. Ученый в изумлении говорит: что ты делаешь, все же льется мимо чашки! На что мудрец отвечает: так и ты пришел сюда, с полной чашей, заполненный знаниями. Ты уже переполнен, и я не могу ничему тебя научить.
Чтобы чему-то научиться, нужно опустошиться от предыдущего опыта. С новичками это проще.
В.М.Тогда какой формат обучения ты бы предложил продолжающим?
Д.У. Продолжающим я бы предложил лабораторить. Когда «чаша переполнена» - это значит, что мне есть чем поделиться. Это хороший способ интеграции и обмена опытом. Для меня это было большим открытием.
Я вижу, что есть лаборатории, разные по структуре. Один из форматов предполагает, что есть лидер, или ведущий, и у него есть идеи и инструменты исследования этих идей, которые он хочет предложить участникам. Он помогает группе погрузиться в исследование, и оставляет внутри много свободы и выборов, при этом наблюдает за процессом и поддерживает участников.
Есть другой формат, где все участники равны. Фасилитатор следит за временем и регламентом; участники сами предлагают идеи, формируют группы, решают, в каком формате они будут давать отчет друг другу и показывать результаты. Это отличная структура для опытных участников, когда уже есть много небанальных идей, собственных наработок, открытий в танце. Тогда друг у друга можно многому научиться.
Такой вариант – идеальная жизнь, когда люди активно общаются и делятся друг с другом.