Автор: Даниэль Лепкофф
Даниэль Лепкофф о КИ-джеме
Предисловие и комментарии переводчика
Этот текст прошел много рук и незаконным образом попал к нам. А мы, Акве и Саша Бондарь, его старательно перевели. Лично мне он стал интересен тем, что он написан исключительно для людей высших способностей. Для тех, кто не убоится и не устрашится. Для тех, кто предпочитает КИ самбе и румбе.
Во благо всех танцующих существ :) Читайте внимательно.
Суровая реальность джема, и как в нем выжить
Предложено Даниэлем Лепкофф, Фрайбургский фестиваль КИ, август 2010
Контактный джем — ничто иное, чем просто место и время для практики. Самое важное — это безопасность. Вся ситуация потенциально опасна. Так же, как переходить улицу. На фестивале нет человека, который контролирует то, что происходит. И лучшее, что я могу предложить для того, чтобы обеспечить участникам безопасность, это та картинка происходящего и те стратегии, которые я сам использую для выживания в ландшафте джема.
Мне видится, что 30-минутный разогрев — недостаточное время для обучения. Ценные структуры, такие как «маленький танец», не могут быть раскрыты за полчаса. Ни одно из достаточно ценных упражнений не может. Я не хочу упрощать глубокие техники, используя их в неподходящем контексте.
Говоря людям, что им делать, я, скорее всего, только лишаю их собственных желаний и стратегий выживания. Природа джема такова, что каждый должен решать, что ему делать, когда и как. Моя идея заключается в том, чтобы обратить внимание на следующие моменты и понять, что могут привнести в происходящее те 300 человек, которые здесь собрались. Я думаю, если уж они зашли так далеко, то каждый из них (99%) уже знает, как он работает в пространстве джема.
Лично я, когда мне приходится участвовать в дурацких структурах, которые направлены на то чтобы помочь мне почувствовать себя комфортно, обычно выпадаю ментально или физически. В лучшем случае, я вежливо принимаю это. До тех пор, пока не появится возможность делать то, что я хочу. Это же я чувствовал еще ребенком, так что речь вовсе не о степени опытности.
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ:
1. Контактная импровизация — это открытая форма. Каждый волен определять ее для себя так, как считает нужным. Никто не занимается всеобщим лидерством, никто не навязывает правила для всех. Есть разные подходы, разные виды практик, и за каждым подходом стоит свой интерес и цель. На джеме вы должны сами решить, что вы хотите делать и что не хотите. Когда вы начинаете взаимодействовать с другим человеком, лучше всего считать, что степень вашего взаимопонимания равна нулю.
2. Отправной точкой является то, что КИ — это форма, с которой можно играть, наблюдать и изучать возможности двигаться, с учетом силы гравитации и прикосновений. Важными словами здесь будут «как вы организовываете свое тело», а не «как организовывают свои тела другие». Когда вы видите стакан воды, дотятягиваетесь до него и подносите к своим губам, чтобы выпить - вы уже мастер. Расслабьтесь и доверьтесь своему знанию, в тот момент, когда вы не притворяетесь кем-то другим, ваши рефлексы отлично работают. Никто не знает, как танцевать контактную импровизацию.
3. Если вы совсем новичок, вам повезло, ведь ничто не стоит между вами и вашим опытом — временем спонтанного взаимодействия с физическим миром. Если вы изучали контакт под руководством другого человека, возможно, его набор навыков и умений не соответсвует в полной мере вашему физическому (может быть, скрытому) знанию. Единственный способ обучения — изучение себя.
4. Если вы не знаете, что делать — сохраняйте покой, и наблюдайте. Наблюдение и движение вашего внимания — единственные инструменты. Нет необходимости в том, чтобы что-то происходило. Покой может длиться секунду, 10 секунд, 30 секунд, минуту или 5 минут. В любом случае, смотреть — это лучший способ обучения. На первый взгяд, люди просто оттягиваются, но это никогда не бывает «так просто». Смотрите внимательнее.
5. Танец необязательно должен быть хорошим. Он должен быть таким, каким вы его ощущаете в любой момент.
6. Осознавайте прикосновение с вашим партнером, но слушайте с сомнением. Сомнение — это другой способ спрашивать, что мои ощущения говорят мне. Не поддавайтесь тому, что велит вам делать социальная ситуация. Быть вежливым не обязательно. Мы не одна большая и счастливая семья. Мы незнакомцы. Никогда не делайте того, что вы не выбираете делать. Если ваш партнер хочет что-то сделать, это его личное дело. Никогда не действуйте из желания удовлетворить чужие желания, только следуйте собственным.
7. Если ваш ум не двигается быстрее, чем ваш партнер, или не так быстро как то, что происходит вокруг вас, вы в опасности. Если вы слишком устали для того чтобы быть включенным, вы подвергаете себя риску травмы.
8. Слушайте то, что говорят вам учитель или другие люди. Но не верьте им. В этой работе слово может очень легко превратиться во врага.
9. Никогда не доверяйте совему партнеру. Вы можете доверять только самому себе, никто другой не знает вашего телесного опыта, текущих обстоятельств и того, что вам нужно делать.
10. Никогда не позволяете себе потерять контакт с вашим центром. Не позволяйте лишить вас ощущения центра просто потому, что считаете, что есть правило «всегда быть в контакте». Это не правило.
11. Игнорируйте простые идеи вроде: перекатывание точки контакта, обмен весом, дезориентация. Это всего лишь грубые словесные описания более сложных конструкций. Луше позволить истинной сложности ситуации сбить вас с толку, чем поверить в несуществующие сказки.