Тело как инструмент, подсознание как балетмейстер и абсолютная искренность – вот главные принципы участников Фестиваля контактной импровизации и перформанса «Магия пространства», который открылся в столице. Его цель – показать, что свобода владения телом и умение услышать партнера важны не только для профессионалов современного танца. Осознать свои подлинные физические возможности и раскрепостить дух там помогут каждому, кто хочет добиться успеха в общении с миром. О тех, кто этому учит, рассказывают «Новости культуры».
Маленький холл перед входом в зал забит потенциальными учениками, которые хотят знать все о контактной импровизации. Там негде яблоку упасть, но ирландец Стив Баттс начинает контакт прямо в толпе зрителей. Он работает не только с танцовщиками – у него занимаются дети с ограниченными возможностями. Стив уверен: благодаря контакту у каждого есть шанс раскрепостить тело, дать ему легкость и свободу.
«Близкий контакт позволяет дуэту взаимодействовать, расширить собственные границы. Приходит понимание собственных возможностей, не только своих, но и партнера. Пары, которые не занимаются контактной импровизацией, делают больше шаблонных вещей, и они не так интересны», – говорит хореограф.
Зрители не подозревают, что спектакль уже начался. Третий звонок – пустая формальность. Перформеры уже работают в поте лица не только на сцене, но и в зале. Десять рядов, отделяющие от публику площадки, можно перескочить, импровизируя.
Любой промах разворачивает действие и дает новый импульс. Никто не знает, когда наступит этот момент, но главное его не пропустить. «Контактная импровизация – это один из способов вернуть настоящую жизненность – телесную, текучую, свободную», – замечает перформер Александр Гиршон.
Хореограф Анджела Доний отдала контактной импровизации свое сердце и все свободное время. На фестивале ее зовут «ангел-мама». Она талисман московского фестиваля. Для нее контакт – это не только свободный танец. Сцена – лишь повод научиться импровизации в жизни.
«Контактная импровизация воспитывает тело. Это дисциплина, благодаря которой, занимаясь ей, я чувствую свое тело очень точным и ясным в пространстве. Я стала более внимательной к тому, что происходит в моей жизни. Моя жизнь изменилась, в том числе», – рассказывает Анджела Доний.
Что играть и как играть, перформеры, конечно, обговорили, но все вкусные детали рождаются здесь и сейчас. Сами педагоги, среди которых немало танцовщиков и хореографов, утверждают, что контакт дает не только легкость телу, но и свободу воображению. Илья Доманов, насмотревшись картин Шагала, использует краску. Зрелище не для слабонервных.
«Для меня контактная импровизация как стиль танца дает возможность проверить какие-то границы, которых я не знаю. То, что я использовал краски, это было некое расширение моих собственных границ. Это была, можно сказать, контактная импровизация с краской», – говорит Илья Доманов.
Арие Бурштейн идет на контакт с залом. Работу с дыханием и расслаблением он использует на мастер-классах, а сейчас практикуется на зрителях. «Это и работа, и удовольствие. Здесь все на равных. Каждый готов учиться сам и учить других. В этом сила контакта», – рассказывает он.
Американец Люк Джонсон в контакте с 1968 года. Он оптимист, и у него великолепное чувство юмора. Так легче понять друг друга, считает Люк. Даже если приходится делать нечто не совсем адекватное – например, кричать изо всех сил. «Когда импровизируешь, не может быть чего-то неправильного. Все ошибки используешь как ресурс для импровизации. На сцене никогда точно не знаешь, что происходит. Просто выкладываешься и отдаешь себя целиком», – поясняет Люк.
Не всем зрителям удалось досмотреть спектакль до конца. Однако те, кто остались, а их большинство, намерены перейти от созерцания к практике.